Окуневая поклевка в корне отличается от щучьей. Поплавок стремительно уходит под воду и, не останавливаясь, исчезает в глубине. Окунь не имеет роскошной щучьей пасти, поэтому вынужден атаковать живца с головы.

Дальнейшее удержание и заглатывание зависят от того, насколько глубоко в пасти расположена жертва после первой хватки. Во избежание промаха и не способности к длительному преследованию, окунь подкрадывается к жертве максимально близко для молниеносного броска. Он обладает стартовой скоростью даже большей, чем щука. Рыбка, схваченная им с хвоста, имеет большие шансы освободиться, ведь челюсти окуня не имеют ни зубов, ни достаточной силы для удержания. Поэтому ловят его чаще всего на живца, зацепленного на одинарный крючок за губы. Крючок с коротким цевьем и грушевидным изгибом не даром называют окуневым. Это наиболее эффективное оружие против «полосатого разбойника». Окунь плотно зажимает жертву, а значит, и крючок небными пластинами и старается стремительно ее заглотить, становясь неизбежно жертвой своей жадности. Крючок, как правило, надежно пробивает своим жалом глотку либо плотные ткани рта. Требования к крючку на крупного окуня те же, что и на крупную щуку и вообще на любую крупную рыбу.

Карповые, в отличие от хищников, значительно более разнообразны в своем кормовом поведении. Те же лещ и карась совершенно по-разному заглатывают червя или перловку. Все знакомые им насадки: червь, мотыль, опарыш, ручейник, поднятые со дна, лишь мгновение находятся во рту, а затем стремительно заглатываются. Поэтому размер и цвет крючка практически безразличны, важнее размер, свежесть, а значит, и естественность наживки. Именно поэтому зимой, когда лещ становится осторожным, он иногда охотнее берет крючок с 1-2 крупными мотылями, нежели кисточку из 8-10 штук. Это еще более удивительно, если вспомнить, что еще совсем недавно осенью тот же лещ прекрасно клевал на связку из 5-8 крупных червей. А здесь – всего-то два мотыля! Иногда приходится слышать рекомендации насаживать мотыля на тонкий черный крючок: он, якобы, на нем лучше сохраняется и меньше травмируется. Хочу предостеречь всех начинающих рыболовов от этого заблуждения. Мелкий, тонкий крючок – это верный путь к сходу крупной рыбы. Мало того, что из-за своего размера он неспособен достаточно глубоко и надежно пробить мягкие ткани рта, он также не может надежно удержаться во время вываживания. Практически вся рыба, почувствовав боль после подсечки, инстинктивно держит рот открытым, леска с крючком вытягиваются в одну линию, и крючок, даже если и не ломается или же еще хуже – разгибается, то уж точно выкручивается из тканей рта, остается довольствоваться кусочком губы вместо трофея! Тонкий крючок я не порекомендую даже для ловли уклейки, т.к. рот этой рыбы достаточно жесткий, костистый, а кончик губы слабый, легко рвется. Все мормышки с «игольчатыми» крючками, крючками явно китайского производства и другим «дерибасом», которые во множестве лежат на прилавках многих наших магазинов, обходите далеко стороной. Пусть не манят их оригинальная форма и цвет, отдавайте предпочтение только тем, где указана известная фирма-производитель. А насчет мотыля, то его можно легко наживить и на достаточно толстый крючок с острым жалом, слегка проколов возле головки. Я давно уже не прокалываю всего мотыля вдоль и не прячу жало — рыбу это нисколько не пугает и не беспокоит, а в момент подсечки открытое жало легче впивается в мягкие ткани рта. Уместно также напомнить, что горячая пайка почти всегда «отпускает» сталь, из которой сделан крючок, поэтому я отдаю предпочтение «холодному» изготовлению мормышек.

Искусственные насадки: зерна, хлебный мякиш, тесто и др. проглатываются рыбой не сразу, а поэтапно. Вначале насадка затягивается в рот с потоком воды, рыба идентифицирует, пробует ее на вкус. Затем, почти всегда, выбрасывает назад и вновь затягивает, какое-то мгновение держит и лишь потом начинает заглатывать. Во время заглатывания тот же карась, да и другие карповые, почти всегда движутся. Это отражает и поклевка – поплавок идет в сторону и дрожит. Это дрожание и есть сокращение глоточных мышц. Лучшее время для подсечки! Если же подсечь раньше, когда поплавок только лег или наклонился, то рискуете взмахнуть удочкой вхолостую. Карась пробует насадку, и подсечка может попасть на тот момент, когда он кратковременно выбросил ее изо рта, т.е. перехватил. Зимой же необходима пауза после подъема кивка вверх, лещом, и лишь затем – подсечка. Лучший вариант – это когда лещ засекся крючком за мясистую глотку или же небо. В этом случае он легче поднимается к поверхности – боль дает о себе знать — и быстро изнуряет рыбу. Если же лещ пошел «на круги», разворачивается боком и сильно упорствует – это верный признак того, что он засечен за внешнюю часть рта, так называемый «хобот». Это худший вариант — большая вероятность схода, вследствие слабого поражения рыбы крючком и, конечно же, слабости тканей самого «хобота».

Ситуация осложняется еще и тем, что, натягивая леску и пытаясь поднять рыбу хоть немного вверх, рыболов провоцирует леща к активному сопротивлению и разрывает крючком ему губы. А малейшая слабина почти сразу ведет к сходу крупной рыбы. Выручает, как ни странно, тонкая, эластичная, но прочная леска, способная без последствий растягиваться на 10-12%. Она, компенсируя сильные рывки рыбы, позволяет понемногу выдавливать ее наверх, к лунке. Но «работать» нужно очень чутко, одними лишь пальцами! Конечно, возле лунки еще предстоит борьба, но поднять леща – это уже половина успеха!

То же и с карасем. Засеченный за губу, он безумно сопротивляется, идет буквально кубарем, невзирая на все попытки положить его на бок и завести в подсак. В то же время, когда крючок пробивает мягкие ткани глотки или рта, карась быстро успокаивается. Болевой шок делает его весьма послушным и легкоуправляемым. Все вышеописанное позволяет, а вернее, заставляет с особой тщательностью подходить к подбору размера, формы, толщины крючка, остроте его жала в отношении ловли каждого вида рыбы.

Желаю всем удачи и, как водится, ни хвоста, ни чешуи!

Автор: Игорь Шишов
Источник: http://rusfishing.ru/

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...